Размеры трактора МТЗ: какие бывают и на что влияют
Размеры трактора МТЗ: какие бывают и на что влияют
Регулировка лапок сцепления МТЗ – часть постоянного технического обслуживания транспортного средства для поддержания его в исправном рабочем состоянии. Это мера проводится в рамках профилактических работ после отработки установленного инструкцией количества моточасов, а также при выполнении ремонта или замене деталей сцепления. Без регулировки сцепления МТЗ-82 и других моделей детали могут выйти из строя или привести к некорректной работе механизмов (износ дисков, пробуксовка, поломка деталей трансмиссии), а это приведёт к дополнительным затратам на обслуживание спецтехники.
Как отрегулировать сцепление на МТЗ: особенности регулировки
На каждой из выпускаемых моделей устанавливаются разные виды сцепления, от чего меняется и подход к его регулировке. МТЗ-82 (80) поставляются с сухим однодисковым типом сцепления замкнутого виды. Это означает, что пока водитель держит педаль, сцепление пребывает в замкнутом состоянии. Регулировка этого типа механизма требует проверки состояния пружин и работу с педалями и зазорами выжимного подшипника.
При настройке других типов сцепления придётся пройти через дополнительные этапы, так как они могут быть сложнее и требовать работы не только с основным диском, но и промежуточным.
График регулировки сцепления: когда требуется регулировка лапок сцепления МТЗ-80 и других моделей
Оценка состояния механизмов проводится по коэффициенту запаса.Это отношение момента трения колодок или дисков к моменту трансмиссии.
При эксплуатации трансмиссии коэффициент запаса снижается из-за износа фрикционных накладок или смещение элементов механизма. Это приводит к:
-
пробуксовке: ведёт к утрате мощности, так как вращение двигателя не полностью передается на трансмиссию;
-
увеличению хода ведущих дисков: мешает мягкой работе сцепления и приводит к повреждению других узлов;
-
ослаблению нажимного устройства: пружины и рычаги теряют упругость.
Игнорировать регулировку систему нельзя, так как глобально несвоевременная настройка приведёт к утрате мощностей двигателя, износу деталей (постоянное трение и неправильное положение деталей приведёт к поломкам), трудностям в работе с трактором (сложное переключение передач).
Настройка проводится при:
-
плановом техобслуживании: производители настаивают на проверке и регулировке механизмов через установленный промежуток моточасов;
-
неисправности: рывки при движении, трудности с переключением передач, увеличенный ход педали могут сигнализировать о необходимости проверки системы;
-
замена запчастей: после монтажа новых элементов необходима синхронизация деталей для корректной работы машины.
Как понять, что регулировка прошла успешно? Корректно настроенная система обеспечивает плавный старт машины без пробуксовки и работе передач без заедания при выжатой педали. При правильной регулировке спецтехника служит дольше за счёт снижения износа деталей.
Устройство сцепления трактора
Сцепление в любой технике отвечает за передачу крутящего момента от ДВС к трансмиссии без проскальзывания и полного отключения передачи вращательной силы для плавного переключения передач и защиты деталей КПП от износа.
К основным функциям сцепления в тракторе относят:
-
запуск машины в непрогретом состоянии: в это время необходимо ограничить передачу крутящего момента, чтобы стартер работал без дополнительных нагрузок;
-
плавный старт: сцепление позволяет медленно запустить движение машины без рывков, которые могут привести к поломке деталей трансмиссии или двигателя;
-
переключение передач: плавное и точное переключение передач за счёт остановки вращения элементов КПП.
Сцепление позволяет плавно переключать скорость, сначала медленно отключая ДВС от трансмиссии, затем так же плавно соединять их, избегая рваного нарастания крутящего момента. Такая система защищает механизмы трансмиссии и ДВС от перегрузок и дальнейших поломок.
Типы сцеплений
Сцепления, устанавливаемые на тракторах, классифицируют:
-
По типу трения:
-
сухое сцепление из ведомых дисков с фрикционными накладками: не требует смазки;
-
мокрое сцепление со стальными ведомыми дисками: требует заправку маслом.
-
По числу дисков:
-
многодисковые;
-
двухдисковые;
-
однодисковые.
-
По типу нажимного устройства:
-
непостоянно замкнутые (рычажной механизм);
-
постоянно замкнутые (пружинный механизм).
-
По способу управления:
-
с механическим приводом;
-
с использованием усилителей (гидравлических или пневматических).
-
По назначению:
-
главные муфты, передающие крутящий момент к колесам или гусеницам;
-
дополнительные муфты, применяемые для работы с коробкой отбора мощности или другими устройствами.
Регулировка сцепления МТЗ-82 старого образца: особенности механизмов
МТЗ-82 выпускаются с однодисковым сцеплением. Внутри механизма – пружинное устройство, а само сцепление располагается в корпусе, который соединяет коробку передач с двигателем. Управление сцеплением регулируется с помощью педали.
Корзина сцепления работает в связке с маховиком ДВС, благодаря чему корпус корзины свободно вращается относительно вала силовой передачи. На валу располагается прижатый к маховику пружинами ведомый диск. Нажатие на педаль запускает работу выжимного подшипника, который разрывает связь между нажимным и ведомым дисками.
Требования к обслуживанию
Для нормальной работы сцепления трактора без сбоев и поломок, необходимо:
-
мониторить износ фрикционных накладок и регулярно менять их;
-
следить за тем, чтобы масло не попадало на рабочую поверхность дисков;
-
проверять наличие деформаций фрикционных накладок;
-
контролировать соответствие характеристик пружин нормативам, рекомендованным в технической документации;
-
проверить регулярную регулировку сцепления в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Как правильно отрегулировать муфту сцепление на МТЗ-82 и 82.1
Как регулировать зазор лапок сцепления МТЗ-82 (80)? Работа проводится в 2 шага.
ШАГ 1. Регулировка лапок сцепления МТЗ-82 (80) по штангелю
Корзина сцепление устанавливается на двигатель, а корпус трансмиссии отсоединяется. На этом этапе первостепенная задача – правильно настроить зазор между фланцем и рабочими поверхностями лапок. Размер зазора – 12 мм.
Регулировка проводится с помощью затяжки регулировочных винтов. Чтобы рабочие поверхности не перекосились после настройки, а выжим происходил плавно, рабочие поверхности всех рычагов должны находиться в одной плоскости. Максимально допустимая разница между зазорами может составлять не больше 0,3 мм. Так вы контролируете нормальный контакт фрикционного диска с маховиком и минимизируете их неравномерное изнашивание.
Чтобы проверить корректность настройки, приложите к лапкам ровную пластину или кусок стекла. Они должны соединиться в одной точке с маховиком. Для облегчения процесса вы можете использовать специальный центровочный фальшвал, имитирующий поверхность подшипника и диаметр шлицевого вала коробки передач.
ШАГ 2. Настройка свободного хода педали сцепления
На этом этапе нужно измерить длину приводной тяги. Для этого используют резьбу на концах тяги. Основная цель этого шага – установить зазор, который разделяет лапки и рабочее пространство между выжимным подшипником и лапками. При правильной настройке свободный ход должен составлять 40–45 мм, а зазор – 3 мм. Для фиксации регулировки используются контрольные гайки, накрученные на тягу привода. Замеры выполняются через нижний люк картера с использованием щупа. Такая отстройка необходима при естественном износе накладок, из-за которого свободный ход педали постепенно уменьшается.
Так как отсоединение трансмиссии от двигателя (раскатка трактора) занимает слишком много сил и времени, для упрощения работы при настройке положения лапок используют нижний люк в корпусе сцепления. С помощью него меняют возвратную пружину или изношенную лапку. Трудный доступ к корзине усложняет выполнение работ, а точность настройки ограничена, так как невозможно оценить результат визуально. Неправильная регулировка «на глазок» может привести к смещению фрикционного диска, а это вызывает снижение КПД передачи крутящего момента, неравномерный износ и сокращение срока службы всего механизма. Однако эти недостатки нивелируются легкостью и скоростью регулировки.
Советы специалистов для настройки сцепления и наладке зазора лапок корзины:
-
в ходе ремонта и замены использовать оригинальные запасные части;
-
закаливать лапки, чтобы увеличить срок эксплуатации лапок вдвое;
-
перед установкой обработать рабочие поверхности лапок напильником, чтобы удалить неровности.
-
производить замену лапок, если их износ превышает 2,5 мм.
Как отрегулировать сцепление на тракторе Т-40 через окошко
Задача регулировки – настройка оптимального зазора (4 мм) между концами рычагов и подшипниками отводки. Если его размер не будет соответствовать установленному значению, детали сцепления будут изнашиваться быстрее. Трение рабочих поверхностей приведёт к перегреву и выходу из строя механизма.
Признаки неисправности сцепления:
-
пробуксовка системы;
-
сокращение свободного хода педали до 25 мм (при норме 35-50 мм);
-
выход параметров рабочего хода педали за пределы нормы (должен составлять 70-90 мм).
При таких отклонениях можно отрегулировать зазор одним из двух методов. Эти способы применимы для различных типов сцепления.
При сборке привода сцепления пружины сервоустройства необходимо установить в предназначенные для них полости на кронштейне. Это обеспечит возврат педали в крайнее верхнее положение и снизит усилия, необходимые для нажатия педали.
Настройка с помощью тяги
-
Снимите крышку в верхней части сцепления.
-
Снимите тяговую вилку, удалив шплинт и извлекая ось.
-
Отрегулируйте длину тяги так, чтобы зазор составлял 4 мм. Для этого свинчивайте или развинчивайте вилку.
-
Верните тягу на место, зафиксируйте ось шплинтом и закройте крышку.
Настройка болтами
-
Снимите крышку сцепления.
-
На регулировочных болтах ослабьте гайки
-
Если ранее использовалась настройка тяги, верните ее в исходное положение.
-
Переместите концы рычагов в сторону двигателя на 7-8 мм, отворачивая гайки.
-
Соедините рычаг корзины сцепления с вилкой тяги, зафиксируйте осевую часть шплинтом.
-
Проверьте зазор щупом — он должен быть не более 4 мм.
-
Измерьте расстояния между рычагами. Допустимая разница зазоров составляет 0,4 мм.
Увеличение срока службы сцепления: рекомендации по уходу
Чтобы спецтехника не выходила из строя и не нарушала графики работ, необходимо регулярно проводить проверку состояния всех узлов и механизмов. Вовремя проведённая диагностика и техническое обслуживание исключат крупные поломки, которые приведут к более дорогостоящему ремонту.
Правила ухода за сцеплением:
-
Регулярная смазка ответственных деталей каждые 60 ч. работы. Для тракторов моделей МТЗ-80 (82) лучше использовать солидол. Перед покупкой изучите состав и проверьте наличие в нём полезных присадок в смазочном материале.
-
Мониторинг свободного хода каждые 240 ч. работы. Постепенное уменьшение свободного хода говорит о износе накладок. Если ход сокращается менее чем до 3 см, нужно заменить диск.
-
Правильная эксплуатация сцепления. Не удерживайте педаль в нажатом положении долго, чтобы не перегревать механизмы, которые могут быстрее изнашиваться. Не допускайте резких рывков при включении или выключении сцепления. Механизм должен работать плавно и не задерживаться в промежуточном положении. Не оставляйте сцепление выключенным надолго.
-
Оценка износа накладок каждые 120 ч. работы. Изношенные накладки замедляют ход педали и влияют на работу сцепления.
Регулярное техобслуживание сцепления поможет предотвратить износ механизма, сэкономить на ремонте и замене дорогих деталей и сохранить эффективность работы сцепления на более долгий срок.
- Комментарии