Моточасы трактора и способы подсчета
Моточасы трактора и способы подсчета
Любое транспортное средство рано или поздно доживёт свой срок. В конструкции механизмов есть детали, которые трутся друг об друга, изнашиваются и теряют все заложенные свойства. В любой двигатель, узел, агрегат или деталь при проектировании закладывается определённое время использования. Этот показатель зависит от режима работы механизмов, условий эксплуатации и качества используемых жидкостей для обслуживания.
В легковых автомобилях ресурс работоспособности определяется как пробег, тогда как для спецтранспорта или сельскохозяйственной техники для этого используют параметр моточасы. Моточасы – что такое и как считается срок службы двигателя.
Что такое моточас?
Моточас – это метрика измерения срока службы работы мотора, которая складывается из количественных показателей нескольких параметров системы. Для измерения ресурса работоспособности ДВС основная величина – обороты коленвала. При подсчёте параметра определяют количество и скорость вращения.
Единого понимания, что такое моточасы трактора, нет. Обычно это понятие заменяют определением времени, просто потому так удобнее считать, например, дату следующего техобслуживания. Однако моточас не равен астрономическому часу. Он может быть короче или длиннее.
Это непостоянная метрика. Она зависит от исходных данных и может меняться в зависимости от:
-
интенсивности нагрузок при использовании;
-
скорости вращения коленвала;
-
скорости езды.
Для простоты понимания можно сравнить это с ресурсными затратами человека при движении. При пробежке мы устанем быстрее. При прогулочном шаге сил хватит на большее время. При движении по лестнице мы выдохнемся быстрее, а вот ходьба по прямой потребует меньше ресурсов.
Зачем нужен учёт моточасов трактора?
Владельцам дорогой техники необходимо знать, что такое моточасы, как посчитать этот параметр и для чего это вообще нужно.
Почему это важно:
-
оценка ресурса: вы можете оценить износ техники, вовремя заметить поломки и своевременно организовать ремонт. Чем выше будет метрика, тем вероятнее более высокий износ запчастей механизма;
-
планирование технического обслуживания: понимая, сколько проработала техника, вы точнее сможете определить, когда нужно отправить её на ТО, заменить фильтры, ремни, масла и другие детали. Своевременное обслуживание сэкономит вам время и деньги на предотвращение неожиданных и крупных поломок;
-
определение стоимости при продаже: как при покупке легковых автомобилей покупатели смотрят на пробег, так и при приобретении б/у спецтехники они оценивают, как активно использовалось транспортное средство, по моточасам;
-
планирование работ: точный учёт моточасов помогает определить, сколько времени нужно для выполнения конкретной задачи. Так вы сможете правильно распределить ресурсы для оптимизации работы;
-
расчёт оплаты аренды: мото-час отражает фактическое время работы двигателя, поэтому вместо грубых оценок на основе смен или дней работы, можно взимать плату за фактически отработанные часы;
-
прогноз затрат на обновление: мониторинг моточасов определяет оставшийся запас ресурса спецтехники. Вы сможете оценить время её ремонта или полной замены, исключая неприятные сюрпризы в виде непредвиденных поломок.
Обладая актуальными данными, вы также можете рассчитать объём расходуемого топлива. Для этого нужно учесть:
-
время потребления;
-
мощность двигателя;
-
удельное потребление горючего;
-
уровень нагрузки мотора при работе;
-
плотность топлива.
Эту информацию можно найти в технических характеристиках ТС. Просто перемножьте первые четыре показателя и разделите число на плотность.
Машиночасы и моточасы: разница?
Машиночасы охватывают весь временной промежуток, необходимый на выполнение работы. Тут учитывается не только период эксплуатации двигателя, но и перемещение средства, техническое обслуживание и простои. Если моточасы используют для понимания ресурса работы двигателя и оценки срока замены компонентов, то машиночасы – для определения объёма выполненных работ. Например, если трактор работал 8 часов, то машиночасы будут равны 8.Методики подсчёта моточасов
При стандартной эксплуатации мотор работает с переменной нагрузкой из-за нахождения в пробках, наличия холостого хода или движения по трасе. При таком режиме изменяющихся параметров работы расчёт сделать сложнее. Чем больше нагружается двигатель, тем больше расход и тем выше трение между движущимися компонентами.
Осложняется подсчёт ещё и тем, что для вычисления нет общей, одной для всех средств, методики, а использование других алгоритмов приводит к разным параметрам. Однако эти расчёты необходимы для первичной оценки. Их можно сделать вручную, самостоятельно сняв показания с приборов, или использовать для этого специальные счётчики.
Ручной подсчёт
Приступим к главному: моточасы – как их считать без использования специализированных устройств. Для этого есть несколько способов с учётом типа двигателя и расходных материалов при его обслуживании. Например, универсальные формулы для расчёта. Для их использования нужно знать два параметра – средняя скорость движения техники и пробег.
По пройденному пути
По формуле М=P/S, где М – это моточас, P – расстояние, пройденное ТС, а S – скорость езды. Например, трактор проехал 500 км со скоростью около 50 км/ч, тогда M = 10. Большинство производителей масел при определении срока службы мотора учитывают только пробег.
Однако такой расчёт не учитывает нагрузку на движок, холостой ход или частую смену скоростей, поэтому значения могут быть сильно приблизительными.
По времени
Значение в этом случае будет зависеть от режима эксплуатации техники:
-
фактическое время использования двигателя: этот параметр не будет равен моточасам, но используя этот примерный коэффициент, вы будете знать приблизительное значение.
-
Частичная нагрузка: если средство используется с периодической частичной или неполной нагрузкой, то метрику фактического времени эксплуатации нужно умножить на коэффициент меньше единицы.
-
Высокая нагрузка: если ТС работает на максимальных нагрузках по техническим характеристикам, то время фактической работы равно моточасам.
-
Перегрузки: если техника работает с перегрузками, то это время умножают на коэффициент больше единицы.
Точность использования этого метода зависит от объективной оценки работы двигателя и подобранного коэффициента. Удобен этот способ при оценке техники, которая работает в однотипных условиях, а точность расчёта ближе к реальным значениям, так как здесь учитываются несколько параметров эксплуатации.
Однако, погрешность расчета возрастает при использовании техники в условиях, сильно отличающихся по нагрузке. Кроме того, сложно точно подобрать коэффициенты для разных режимов работы.
По расходу топлива
Зная количество расходуемого топлива, вы можете перевести расход в литры, которые будут соответствовать 1 моточасу работы. Эту информацию вы можете найти в паспорте техники или рассчитать приблизительное значение самостоятельно.
Такой метод подходит для двигателей, работающих в узком диапазоне режимов. Например, дизельные двигатели, работающие на постоянных оборотах. Однако тут не учитываются работа на холостом ходу и временные простои, а расчёт невозможен без точных данных о расходе топлива на различных режимах работы.
Использование счётчиков
В большинстве транспортных средств есть автоматическая система для расчёта моточасов. Чаще она находится рядом с тахометром и выдаёт метрики, которые легко расшифровать. Счётчик начинает работу с первого запуска двигателя и при техобслуживании сбрасывается до нуля автоматически.
Есть несколько типов устройств для расчёта:
-
электронный: устанавливается на руле или рядом с баком с помощью датчика (сигнального провода). Несмотря на высокую точность показателей, универсальность, простоту установки и эксплуатации, такие датчики подходят не для всех типов двигателя и могут быстро выйти из строя;
-
вибрационный: интегрируется на обшивку или зону мотора, где сильнее всего чувствуются вибрации. Обычно такой счётчик используют на технике с дизельным мотором. Их легко установить, и они редко требуют регулярной замены. Но такие контроллеры могут передавать искаженные данные из-за специфики работы и не подходят для двигателей с низкой вибрацией;
-
индукционный: закрепляется на газовых и бензиновых ДВС с искровым механизмом зажигания. Показывает наиболее точные результаты, однако не подходит для других типов моторов.
Контроллер можно установить и самостоятельно, если это не было предусмотрено производителем. Все счётчики работают по похожему принципу и имеют одинаковый функционал. В основе подсчета используются обороты ДВС, снятые тахометром. Также учитываются часовой и общий расход бензина и реальная скорость перемещения.
Есть и более точная система для контроля моточасов – GPS-контроль. Система автоматически снимает данные с коленвала, системы зажигания, расходомера топлива и других узлов транспорта и передаёт их онлайн на центральный пост через спутник. Программа на компьютере анализирует переданные данные и с минимальной погрешностью показывает отработанные моточасы.
Плюсы использования автоматических систем:
-
высокая точность: данные передаются и анализируются программным обеспечением, поэтому вероятность ошибки или погрешностей минимальная;
-
удалённый контроль: информация доступна в режиме реального времени. Владельцам больших автопарков техники будет удобнее собирать информацию;
-
отчётность: система предоставляет статистику по нагрузкам и состоянию техники. Это упрощает планирование обслуживания.
Однако стоимость покупки таких систем и их обслуживание придутся не всем по карману, а установка и настройка системы требует особых знаний. Кроме того, GPS-контроль требует стабильного, постоянного спутникового соединения, которое не всегда можно обеспечить.
Количество моточасов в часе
Если вы задумались: «1 моточас это сколько часов», – то вычислить это можно с опорой на количество оборотов двигателя. Чем их больше, тем быстрее копятся моточасы. Именно поэтому приравнять их к астрономическому часу нельзя. Показатели зависят от частоты вращений и условий работы. Например, если трактор едет по ровной, прямой дороге, высокие обороты не нужны. Если увеличивается нагрузка, растёт и число оборотов в минуту.
Под 1 мото-часом чаще всего понимают 60 минут работы двигателя при номинальной мощности. В таких условиях мото-час и астрономический час равны. При повышенных нагрузках значение первого уменьшается, а на холостом ходу повышается.
Мы рекомендуем пользоваться такими приблизительными показателями:
-
работа на холостом ходу: 1 моточас = 1 час реального времени;
-
обычная нагрузка: увеличение значения на треть, где 1 мото-час = 40 минут;
-
активная нагрузка: увеличение значения на ⅔ = 20 минут.
При интенсивной эксплуатации техники быстро перегружается система и приводит к раннему износу механизмов мотора. Приведённые соотношения одинаковы как для дизельного двигателя, так и для бензинового мотора. При работе оба типа движка на высоких и низких оборотах подвергаются одинаковой нагрузки. Погрешность и измерении может быть, если сравнивать старые дизельные механизмы с современными бензиновыми двигателями или наоборот. В таком случае разница в моточасах составляет не больше 10-15%.
Сколько в одном моточасе километров?
По регламенту ресурс движка измеряется в моточасах, и именно на эти значения опираются при назначении сроков обслуживания. Однако на практике можно часто встретить измерения в километрах.
Есть таблица, где указаны номинальные значения, чему равен 1 моточас на основе пробега. Например:
-
для колёсного трактора: 1 моточас в км = 10;
-
для гусеничного трактора: 1 моточас в км = 5.
Исходя из этих данных можно самостоятельно прикинуть, 10 моточасов это сколько километров, и 5 моточасов это сколько км. Если 1 мото час в километрах – это 10, то 5 мото часов – это 50 км, а 10 – 100 км.
Однако, для более детальных расчётов понадобится учёт и других метрик эксплуатации.
Как моточасы перевести в километры: калькулятор моточасов
Чтобы рассчитать требуемое количества топлива для заправки специальной техники, удобнее переводить отработанные мото-часы в километры. Одной единой формулы для расчёта значения нет. Моточас не равен 60 км, преодолённым за час на средней скорости, как это обычно высчитывают при ТО. Для каждого двигателя этот параметр определяется индивидуально.
На это влияют и другие факторы:
-
предприятие, где используется трактор: некоторые компании приравнивают 1 мото-час к 16 км пути, другие берут за одно значение 20 км и больше;
-
вид выполняемых работ: если трактор двигается по прямой дороге для перевозки груза или перемещения между участками, то за 1 астрономический час он пройдёт большее расстояние, чем если бы он использовался в более трудных условиях с повышенной нагрузкой на двигатель.
Перевести 1 моточас в километры с калькулятором легко и в интернете. На сайтах есть разные системы подсчёта. Для этого вам нужно знать среднюю скорость или количество часов работы в день и количество дней использования техники.
Однако такие расчёт условные. Вы можете узнать, один (1) моточас это сколько километров, с помощью расчёта расхода топлива. Для этого изучите руководство по эксплуатации, найдите среднее значения расхода бензина на 100 км и прибавьте к нему 15-20%, чтобы приблизиться к фактическому показателю.
Перевод показателей возможен только для специальной техники, которая предназначена для перевозки или перемещения грузов. Знание, сколько в одном моточасе км, при работе с погрузчиками, экскаваторами или бульдозерами, не имеет значения.
- Комментарии